Вы здесь

О типичных ошибках, допускаемых заявителями в документах, представляемых для госуарственной регистрации некоммерческих организаций.

Типичные ошибки, допускаемые заявителями  в документах, представляемых для государственной регистрации
некоммерческих организаций

Анализ результатов правовой экспертизы документов, поступивших в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю в период апрель-июнь 2012 года, для государственной регистрации некоммерческих организаций позволил выявить ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на две группы:
- наличие в учредительных и иных документах положений, противоречащих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
- оформление документов в ненадлежащем порядке.
Основным замечанием к Уставам некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) продолжает оставаться нарушение требований ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части закрепления компетенции высшего органа управления НКО и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа, ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», в части установления в учредительных документах срока полномочий органов управления.
Распространенным нарушением требований, предъявляемых к учредительным документам некоммерческой организации, является отсутствие в них положений о порядке использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
Наиболее типичным нарушением является несоответствие представляемых документов требованиям ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которыми официальное наименование некоммерческой организации (общественного объединения) должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности организации (для общественных объединения указывается и территориальная сфера деятельности). Отсутствие одного из указанных положений в наименовании некоммерческой организации влечет за собой принятие решения об отказе в государственной регистрации.
Кроме того, продолжают поступать заявления о государственной регистрации с использованием в названиях общественных объединений наименований органов государственной власти, местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, или наименований сходных с указанными наименованиями до степени смешения, и незаконным использованием ими символики. Использование указанных слов и словосочетаний в наименованиях общественных объединений без учета требований статей 24 и 28 Федерального закона от 19.05.1995 «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона от 19.0.2010 № 88-ФЗ) также является основанием для отказа в госрегистрации общественных объединений.
Основным наиболее типичным нарушением для региональных отделений политических партий является указание в листе Ж приложения к заявлению по форме РН-0001 видов экономической деятельности не предусмотренных самой политической партией. Политическая партия и ее региональное отделение в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые предусмотрены ст. 31 Федерального закона «О политических партиях».
В нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996           № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при создании отдельных видов некоммерческих организаций (спортивных, образовательных, саморегулируемых, благотворительных, организаций инвалидов и др.)  наряду с общими требованиями, предъявляемыми к учредительным документам некоммерческих организаций, не учитываются требования специальных законов, регулирующих деятельность таких организаций (Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 10.07.1992     №  3266-1 "Об образовании", Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ                   "О саморегулируемых организациях", Закона Российской Федерации от11.08.1995  № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010 г.) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона Российской Федерации от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.)
 К типичным ошибкам, связанным с ненадлежащим оформлением документов, по-прежнему можно отнести следующие:
1. Ошибки, допускаемые при заполнении форм документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, (формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212):
- в верхней части всех форм заявлений неверно указывается наименование уполномоченного органа (его территориального органа). Например, часто указывается Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю или Управление ИФНС №____ по Краснодарскому краю. Правильное наименование территориального органа  уполномоченного органа Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.
- документы представляются в не прошитом и непронумерованном виде. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются; в случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.
- очень часто заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, и особенно приложения к заявлению заверяются подписью ненадлежащего лица, либо подпись вообще отсутствует. Перечень лиц, которые могут выступать заявителями, установлен статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и указан в самих формах заявлений. Заявление и каждый лист приложения к заявлению подписываются заявителем. Подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.
- очень часто допускаются ошибки при заполнении видов экономической деятельности, указываемых в приложении к заявлению, которые должны соответствовать наименованию, содержащемуся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, принятом и введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст. Кроме того, виды экономической деятельности должны соответствовать целям создания, которые указаны в Уставе организации.
- непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре. Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 41 Административного регламента, утвержденных приказами Министерства юстиции от 30.12.2011 № 455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы, учредительные договоры) представляются в трех экземплярах.
2. Наличие недостоверных сведений в представляемых документах:
- количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при создании, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;
- разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, в заявлении, протоколе;
- дата присвоения Основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не соответствует данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации не соответствует наименованию должности, содержащемуся в учредительных документах;
- не верно указывается организационно-правовая форма.
- указание территориальной сферы деятельности в заявлении часто не соответствует наименованию, содержащему территорию деятельности в уставе и протоколе о создании организации.
3. Ошибки, допускаемые учредителями при оформлении протоколов учредительных собраний:
При подаче документов на государственную регистрацию типичные ошибки допускаются в выписке из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащей решение о создании некоммерческой организации, об утверждении учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов). При оформлении выписки из протокола (протокола, решения) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола. Указанная выписка в обязательном порядке должна включать:
- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
- список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
- сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.), информацию о наличии кворума указанного собрания, заседания;
- существо принятых решений и результаты голосования по ним;
- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов (руководящих и контрольно-ревизионных органов);
-  фамилию и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания.
Методические материалы по вопросам, связанным с государственной регистрацией некоммерческих организаций размещены на Интернет-сайте Управления.

09 июля 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).