Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

Управлением Минюста России по Краснодарскому краю проведен анализ причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций в 2016 году, который позволил выявить ряд типичных ошибок и нарушений требований законодательства при подготовке документов для регистрации заявителями.

1) В числе основных замечаний, предъявляемых к уставам некоммерческих организаций, можно отметить следующее:

- в названии некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности (статья 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), территориальная сфера деятельности для общественных объединений (статья 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                       «Об общественных объединениях»), вероисповедание для религиозной организации (статья 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

- в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, отсутствуют: сведения о структуре, компетенции, порядке формирования и сроках полномочий органов управления организации, порядке принятия ими решений; сведения о филиалах и представительствах, сведения о правах и обязанностях членов организаций (в организациях, предусматривающих членство).

- в уставах не раскрыт порядок реорганизации и ликвидации некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (статья 17, 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

2) Указание организациями видов деятельности, которые планирует осуществлять организация, не соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами организации. Вместе с тем, некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствующую этим целям (статья 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3) Основным замечанием к Уставам некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) является нарушение требований статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в части компетенции высшего органа управления НКО и принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа. Компетенция высшего органа управления определена в статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4) Зачастую в уставах некоммерческих организаций не учитываются требования специальных законов. Так, в уставах благотворительных организаций не учтены требования Федерального закона от 11.08.1995                   № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», уставы образовательных учреждений составлены без учета требований Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, в отношении образовательных организаций типичными являются нарушения требований ст. 12, 23, 25, 26 Федерального закона                 от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающих требования к видам образовательных программ, типам образовательных организаций, к уставам организаций и структуре органов управления.

5) Так, в нарушение требований действующего законодательства:

- листы представляемых форм документов не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки;

6) На первых листах представляемых форм заявлений отражаются недостоверные сведения:

- наименование некоммерческой организации не соответствует наименованию, указанному в учредительных документах и внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций. В случае изменения наименования, в заявлении о государственной регистрации заявителем неверно указывается новое (а не прежнее) наименование;

- дата присвоения Основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не соответствует данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц; – наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации не соответствует наименованию должности, содержащемуся в учредительных документах.

Документы представляются для государственной регистрации некоммерческой организации в одном экземпляре. Вместе с тем, согласно Административному регламенту предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному  Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, все документы, за исключением учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах. Зачастую, при предоставлении документов в 2-х экземплярах, во вторых экземплярах отсутствует подпись заявителя. Кроме того, каждый документ, содержащий более одного листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Вместе с тем, указанное требование не соблюдается заявителями в 50% случаев.

7) При оформлении протокола (выписки из протокола) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола. Протоколы (выписки из протоколов) полномочных органов некоммерческих организаций, в соответствии с установленными требованиями, в обязательном порядке, должны содержать сведения, указанные в статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в преимущественном большинстве случаев встречаются разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, заявлении, протоколе. Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания некоммерческой организации, не соответствует количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за её создание.

8) Типичной ошибкой, допускаемой заявителем при подготовке документов на государственную регистрацию, является уплата государственной пошлины по иному коду бюджетной классификации, чем предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, государственная пошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, при отказе в регистрации заявителям не возвращается и не может быть зачтена при повторной подаче документов на регистрацию, т.к. принятое Управлением решение является юридически значимым действием.

9) В качестве причин для отказа также можно отметить непредставление надлежащим образом заверенных центральным органом общественной организации документов для регистрации отделения общественной организации, подписание заявления на регистрацию неуполномоченным лицом.

10) Другим типичным основанием для отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций является следующее основание: если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ                               «О некоммерческих организациях», представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган. В большинстве случаев – это представление документов не в полном объеме.

Кроме того, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

 

Также основаниями для отказов является ненадлежащее оформление документов (за исключением некоммерческих организаций), в том числе, нарушение положений «Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган», утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, допускаемые при заполнении заявлений о государственной регистрации.   

14 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).