Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю, в соответствии Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях», Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455,  осуществляет предоставление государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Для государственной регистрации некоммерческой организации, уполномоченные лица должны представить в территориальный орган Минюста России предусмотренный законодательством Российской Федерации пакет документов, надлежащим образом оформленный и соответствующий предъявляемым законодательством требованиям.

При наличии оснований, предусмотренных ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 12 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях», некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы может быть отказано в государственной регистрации.

Систематический анализ причин, послуживших основанием для принятия решений об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций, позволил выявить ряд типичных ошибок и нарушений законодательства, допускаемых заявителями при подготовке документов для государственной регистрации.

Наиболее частым и значительным нарушением законодательства является противоречие устава некоммерческой организации требованиям различных нормативных правовых актов.

Основным замечанием к Уставам некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) является нарушение требований ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части закрепления компетенции высшего органа управления НКО, определения правомочности заседания  и порядка принятия решений по вопросам исключительной компетенции этого органа.

Кроме того, выявлен ряд иных типичных ошибок, имеющих место в  уставах некоммерческих организаций, таких как:

- в тексте уставов унитарных некоммерческих организаций в нарушение ч. 1 ст. 65.1 ГК РФ учредители и лица,  участвующие в деятельности организации ошибочно именуются  участниками и членами  некоммерческой организации;

- уставами некоммерческих организаций предусматривается принятие решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления организацией квалифицированным большинством голосов. Однако, не определяется какое  именно количество голосов является квалифицированным, что противоречит п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- зачастую уставами некоммерческих организаций, за исключением учреждений, закреплено право владения недвижимым имуществом на праве оперативного управления, что противоречит ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса  Российской Федерации;

- в нарушение  п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», в уставах региональных общественных объединений закрепляется территория  деятельности, выходящая за пределы территории одного субъекта Российской Федерации;

- при создании некоммерческих организаций в организационно-правовой форме - автономная некоммерческая организация, допускается нарушение ч. 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», когда работники этой некоммерческой организации, составляют более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», официальное наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности организации, а для общественных объединений еще и указание на территориальную сферу деятельности (ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Типичной ошибкой является несоответствие наименования некоммерческой организации предъявляемым требованиям. Кроме того, зачастую наименование НКО, указанное на титульном листе устава, либо в заявлении, не соответствует наименованию юридического лица, закрепленному в тексте устава либо принятому учредительным собранием при создании НКО.

Требования к наименованию предъявляет и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Так, в соответствии с п. 8 ст.8 указанного закона, наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Нарушение указанной нормы закона со стороны религиозных организаций также является довольно типичным нарушением.

В нарушение ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в уставах некоммерческих организаций отсутствуют: срок полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации либо порядок принятия ими решений и выступлений от имени организации.

В нарушение ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах отсутствуют сведения о порядке использования имущества при ликвидации некоммерческой организации.

В нарушение ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в заявлении при определении видов деятельности некоммерческой организации (ОКВЭД) указываются виды деятельности, не соответствующие целям деятельности, которые предусмотрены уставом организации. Вместе с тем, некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствующую этим целям. Также, зачастую указываются виды деятельности, которые не соответствуют организационно-правовой форме создаваемой некоммерческой организации. Например, автономная некоммерческая организация в качестве вида деятельности выбирает код вида деятельности, предусмотренный для общественных организаций (94.99).

Наиболее распространенным нарушением требований, предъявляемых к документам, представляемых на регистрацию религиозной организации, является:

 - не соответствие форм деятельности религиозной организации требованиям ст. 16 Федерального закона «О свободе совести о религиозных объединениях»;

- закрепление  права местных религиозных организацийсоздавать духовные образовательные организации, что противоречит ст. 19 Федерального закона «О свободе совести о религиозных объединениях», согласно которой создавать духовные образовательные организации является исключительным правом централизованных религиозных организаций;

- нарушение порядка осуществления международных связей и контактов, закрепленного ст. 20 Федерального закона «О свободе совести о религиозных объединениях»;

- закрепление в уставе наличия в религиозной организации членов либо участников, что противоречит требованиям п. 2 ч. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющего, что религиозные организации являются унитарными юридическими лицами, то есть юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Зачастую в уставах некоммерческих организаций не учитываются требования специальных законов.

Так, в уставах благотворительных организаций не учитываются требования ст.ст. 2, 5, 10, 11, 13, 15-17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Уставы образовательных организаций составлены без учета требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации». Так, наиболее типичным нарушением является несоответствие представляемых документов требованиям:

- П. 2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части отсутствия указания в наименовании на тип образовательной организации, а также в уставе данной организации не находят своего отражения уровни образования и(или) направленности образовательной организации;

- Пп. 3 п. 2 и пп. 3 п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части несоответствия образовательных программ, осуществляемых данным юридическим лицом, типу образовательной организации;

- Пп. 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в нарушение которого в уставе образовательной организации не находит своего отражения порядок утверждения положений о филиалах и представительствах;

- П. 3 ст. 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования;

- П. 1 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части отсутствия в уставе образовательной организации порядка принятия локальных нормативных актов организации;

- П. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в нарушение которого в уставе образовательной организации не находит своего отражения порядок формирования коллегиальных органов управления, а именно общего собрания работников образовательной организации и педагогического совета.

Проведенный анализ результатов рассмотрения заявлений некоммерческих организаций также показал, что при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций, заявители допускают типичные виды ошибок, являющиеся как нарушением действующего законодательства, так ненадлежащим оформлением представляемых документов либо представлением недостоверных сведений:

- в нарушение требований Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455: листы представляемых форм документов не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки; документы представляются для государственной регистрации некоммерческой организации в одном экземпляре. Вместе с тем, согласно Административному регламенту, все документы, за исключением учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах. Зачастую, при предоставлении документов в 2-х экземплярах, во вторых экземплярах отсутствует подпись заявителя. Кроме того, каждый документ, содержащий более одного листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Указанное требование не соблюдается заявителями в 50% случаев;

- на первых листах представляемых форм заявлений отражаются недостоверные сведения: наименование некоммерческой организации не соответствует наименованию, указанному в учредительных документах и внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц и ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций. В случае изменения наименования, в заявлении о государственной регистрации заявителем неверно указывается новое (а не прежнее) наименование;

- наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, не соответствует наименованию должности, содержащемуся в уставе.

- к заявлению о внесении изменений не приложены соответствующие листы - приложения, которые должны прилагаться согласно принятым высшим органов управления  решениям либо наоборот прилагаются листы об изменении сведений, в отношении которых не принимались соответствующие решения органа управления;

- заявление оформляется с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

- количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации при создании некоммерческой организации, не соответствует количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за её создание;

- в представляемых документах указываются разные паспортные данные одного и того же лица.

При проведении учредительных и иных собраний высшего органа управления некоммерческой организации и оформлении их протокола (выписки из протокола) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола. Протоколы (выписки из протоколов) полномочных органов некоммерческих организаций, в соответствии с установленными требованиями, в обязательном порядке, должны содержать сведения, указанные в статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одно из самых распространенных нарушений указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации является отсутствие в протоколе сведений о месте и времени проведения заседания, сведений о лицах, проводивших подсчет голосов.

Кроме того, протоколы (решения учредителя) учредительных собраний не содержат информации о порядке, размере, способах и сроках образования имущества некоммерческой организации, что является нарушением п. 3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В нарушение той же статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, в протоколах создаваемых корпоративных некоммерческих организаций распространенным нарушением является отсутствие сведений о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Одним из частых нарушений, допускаемых при оформлении протоколов, является несоответствие числа голосов присутствующих на заседании с правом голоса лиц числу голосов проголосовавших по конкретному вопросу повести дня, а также несоответствие персонального состава избранных в органы управления лиц персональному составу лиц, предложенному к голосованию (при этом протокол не содержит сведений об изменении кандидатур в органы управления, произошедших по результатам обсуждения соответствующего вопроса).

Типичной ошибкой, допускаемой заявителями при подготовке документов на государственную регистрацию является уплата государственной пошлины по иному коду бюджетной классификации, чем предусмотрено действующим законодательством. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, государственная пошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, при отказе в регистрации заявителям не возвращается и не может быть зачтена при повторной подаче документов на регистрацию, т.к. принятое Управлением решение является юридически значимым действием.

В качестве одной из частых причин для отказа в государственной регистрации является представление неполного пакета необходимых документов.

Так, основанием для отказа в государственной регистрации отделения общественного объединения является непредставление надлежащим образом заверенных центральным органом общественной организации документов для регистрации отделения общественной организации, подписание заявления на регистрацию неуполномоченным лицом.

При этом необходимо отметить, что в случае представления неполного пакета документов для государственной  регистрации религиозной организации принимается решение об оставлении заявления без рассмотрения, в соответствии с  п. 9 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Одним из оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации является представление необходимых для государственной регистрации документов в ненадлежащий орган.
Так, в территориальный орган Минюста России поступают заявления о выходе учредителей автономных некоммерческих организаций, фондов и корпоративных некоммерческих организаций, что влечет за собой отказ по выше обозначенному основанию, так как в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», такое заявление подается в регистрирующий орган (на территории Краснодарского края – Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Краснодарскому краю).

 Кроме того, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации. При этом важно иметь в виду, что процедура приостановления государственной регистрации предусмотрена действующим законодательством только для некоммерческих организаций. Государственная регистрация общественных объединений, религиозных организация приостановлена быть не может.

Необходимо отметить, что Управлением постоянно осуществляется работа по повышению правовой грамотности руководителей некоммерческих организаций посредством размещения соответствующей информации, касающейся, в том числе и правоприменительной практики, на интернет-сайте Управления, на информационных стендах Управления, а также посредством организации и проведения семинаров-совещаний и круглых столов для руководителей некоммерческих организаций, в том числе с выездом в муниципальные образования  края.

25 октября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).